В российской практике из нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электронных денег, можно привести лишь два вышеупомянутых указаний ЦБ № 276-У и № 277-У, в которых используется термин "предоплаченный финансовый продукт". Они регулируют порядок выдачи кредитным организациям регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии и разрешений на распространение предоплаченных финансовых продуктов. Каких-либо специальных норм относительно порядка надзора за деятельностью таких кредитных организаций в указанных документах не содержится.
Итак, при разработке национального законодательства необходимо решить, какие финансовые институты (или не только финансовые) будут иметь право эмиссии электронных денег. Если эмитентом электронных денег являются кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны центрального банка. Однако высокий уровень начального капитала, который необходим кредитной организации, ограничивает развитие мелких платежных систем, использующих электронные деньги.
Рассмотрим еще несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег.
Во-первых, необходимы надзор над деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать, в частности, центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой - получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.
Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Мошенничество - серьезная проблема. Общая сумма незаконных операций с чеками и кредитными карточками в Великобритании составляет около 50 млн. фунтов стерлингов в год, причем 20 млн. из них – это операции с кредитными карточками" [Лаврушин О.И. "Банковское дело"]. Для обеспечения безопасности необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги, в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные и безналичные деньги по первому требованию клиентов. Важно также использовать достаточно стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных через Интернет, а также разработать стандарты функционирования платежных систем. В настоящее время в мире осуществляется более 150 отличающихся подходов и технологий. Разработкой стандартов для банков для достижения совместимости различных схем занимается Европейский комитет по банковским стандартам. Первые шаги делаются и частными организациями. В 1999г. 12 ведущих корпораций в области электронных платежей и информационных технологий объявили о создании универсального формата электронного кошелька. Для сетевых денег пока единого стандарта не существует. Наконец, для ограничения риска потерь может применятся страхование эмиссии подобно страхованию депозитов. Такая схема, возможно, будет применяться во Франции и Италии.
В-третьих, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Так, многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган), дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, и это отмечает, например, американский экономист Бенджамин Коэн, эмитенты электронных денег будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или выведут операции за пределы юрисдикции государства с жесткими нормами.
Среди других мер предлагается, в частности, ввести обязательное использование денег центрального банка при проведении расчетов в пользу государственных структур, в том числе при уплате налогов, а также при осуществлении платежей самими этими организациями. Такую точку зрения высказывает, например, заместитель управляющего банка Англии Чарльз Фридмен. Однако такой механизм, по признанию самого автора, будет иметь искусственный характер, и возможен только при том случае, если центральный банк останется "правительственным" банком. К тому же во многих странах государственный сектор не является существенной частью экономики. Одним из новых методов регулирования в эпоху электронных денег, который успешно пользуется в настоящее время центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая "канальная" система регулирования процентных ставок, при которой центральный регулярно устанавливает ночную (overnight) процентную ставку, исходя из которой рассчитываются депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. По мнению профессора Принстонского университета Майкла Вудфора, такая система остается достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, таких, например, как появление электронных денег.
Другое по теме:
История становления системы добровольного медицинского страхования в России
Впервые о добровольном медицинском страховании заговорили в 90-е годы к исходу горбачевской перестройки, когда окончательно стало ясно, что государство не в состоянии исполнять свои обязательства по финансированию здравоохранения. Надвигалась экономическая катастрофа, которая все более сказывалась ...
Исторические и национальные аспекты развития ипотечного
кредитования
Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечением служила личность должника, которому в случае невыполнения ...
Особенности регулирования
фондового рынка в России
На рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании. В то же время специфика рынка такова, что многие решения могут квалифицированно принять только непосредственные участники р ...