Особенностью платежных систем, использующих электронные деньги, является то, что эквивалент денежной стоимости, заранее оплаченный их эмитенту, хранится в цифровом виде на микропроцессоре карты, на жестком диске компьютера или на другом устройстве, которым распоряжается их владелец, и может использоваться в качестве средства платежа без непосредственного участия при трансакции банка. Это является их основным отличием от платежных систем, использующих карты с магнитной полосой, где необходима связь с банком в режиме он-лайн для проведения операций по счету, а также от различных систем удаленного доступа.
Появление различных систем расчетов, использующих электронные деньги, рассматривается многими экономистами как возрождение "частных денег", которые были упразднены в развитых странах в середине XIX - начале XX веков с введением монополии центральных банков на эмиссионную деятельность. Эти процессы также сродни идеям Фридриха фон Хайека о демонополизации деятельности центральных банков в области создания денег как средства борьбы с инфляцией.
Считается, что со временем электронные деньги будут постепенно вытеснять наличные, эмитированные центральными банками, и составят им, таким образом, конкуренцию. Такие процессы уже можно наблюдать в некоторых странах. Так, в Дании, где предоплаченные карточки распространены гораздо шире, чем в других странах, наблюдается постепенный рост доли платежей с использованием при соответствующем снижении доли трансакций наличными деньгами.
Если предположить, что все большее число экономических субъектов будет предпочитать использование при расчетах электронных денег, спрос на деньги центральных банков снизится. Это приведет к снижению объема наличных денег в обращении и как следствие - ухудшению баланса центрального банка и потери им своего основного дохода - сеньоража. Кроме того, бесконтрольная эмиссия электронных денег может привести к резкому увеличению денежной массы и росту инфляции. При этом центральный банк теряет контроль за массой электронных денег, по крайней мери тех, которые выпущены небанковскими организациями, через механизм резервных денег.
Наконец, если добавить сюда распространение систем частного клиринга, возникает вопрос о необходимости дальнейшего существования центральных банков. Нужно сказать, что возможность функционирования экономики, в которой отсутствует центральный банк и даже деньги в той форме, в которой они существуют сейчас, рассматривались учеными еще в 70-х - начале 80-х (например, в часто цитируемых статьях Фишера Блэка, Юджина Фэма и Роберта Холла). С появлением электронных денег эти вопросы стали актуальными. Ниже рассмотрены основные параметры денежной системы, влияние на которые активно обсуждается в научных кругах.
В большинстве стран, законодательство, регулирующее выпуск и обращение электронных денег, находится в стадии разработки. В США его подготовкой занимается Бюджетный комитет Конгресса, в Европе - Комиссия по электронным деньгам Европейского парламента. Рекомендации и отчеты подготавливаются также Комиссией по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и экспертами центральных банков Группы десяти. В России данные вопросы относятся к компетенции Центрального банка Российской Федерации.
Серьезные шаги в области законодательства, регулирующего правоотношения в сфере эмиссии и обращения электронных денег, предприняты в последнее время европейскими законодателями. Принятая в 2000 г. Европейским парламентом директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирования выпуска и обращения электронных денег, содержит предписание странам-членам ЕС запрещать эмиссию электронных денег лицам и организациям, которые не являются кредитными учреждениями. Таким образом, в европейском законодательстве круг эмитентов электронных денег ограничен кредитными организациями.
Однако при этом сделан еще один существенный шаг - расширение самого понятия "кредитного учреждения". Согласно директиве 2000/28/ЕС, принятой одновременно с директивой 2000/46/ЕС, к кредитным организациям отнесены также все учреждения - эмитенты электронных денег. При этом данным учреждениям запрещено заниматься предоставлением любой формы кредита. Еще одно ограничение касается минимального размера первоначального капитала кредитных организаций, который установлен на уровне 1 млн. евро. Кроме того, организациям - эмитентам электронных денег предписано направлять средства в размере не ниже их обязательств по выпущенным электронным деньгам в активы, имеющие нулевой уровень кредитного риска, а также (в пределах 20-кратного размера собственного капитала) в некоторые высоколиквидные активы.
Директива 2000/46/ЕС содержит также другие требования к эмиссии электронных денег: по ограничению структуры капитал, риска и др. Однако уж из этих положений видно, что европейские законодатели сделали выбор в пользу жестоких норм регулирования деятельности эмитентов электронных денег в отличии, например, от США, где преобладает более либеральный подход. Страны-члены ЕС должны были до 21 апреля 2002 года ввести в действие законы и процедуры, соответствующие данной директиве.
Другое по теме:
Установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные
денежные средства
Как уже отмечалось выше, эффективной мерой по снижению затрат, а следственно повышению эффективности работы банка с физическими лицами является установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные денежные средства. Клиентам это обеспечивает возможность пополнять свой карт-счет 24 часа в сутки 7 ...
Основные характеристики
Облигация ценная бумага, которая является: Долговой Эмиссионной Доходной Срочной Предъявительской или временной Номинированной Количество видов облигаций, существующих в мировой практике, можно было бы назвать теоретически бесконечным. Это объясняется тем, что облигация есть способ прямого доступа ...
Проблема управления рисками
Не менее сложная методологическая проблема - управление рисками как на макро-, так и на микроуровне. На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются: минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков; требования к составу и нормативы достаточности ...