В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка и как инструмент управления клиентскими отношениями. В проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы как коммерческие банки, так и Банк России.
Необходимость проведения мониторинга корпоративных клиентов обусловлена, во-первых, той особой ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества. Выполнение банками функции посредника между хозяйствующими субъектами - предприятиями различных форм собственности оказывает влияние на объем и структуру денежной массы, тем самым активное воздействие оказывается на общую экономическую конъюнктуру. Между банками и их клиентами должны устанавливаться особые отношения, основанные на полном доверии к банковской системе, ибо только в этом случае можно обеспечить стабильное выполнение банковской системой функций по привлечению и перераспределению временно свободных средств в обществе. Только тогда коммерческие банки могут реализовать свои экономические интересы - получать в процессе своей деятельности необходимую прибыль.
Понятие "банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить как систему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностью корпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовом состоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и, соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу. Мониторинг корпоративных клиентов в широком смысле необходимо осуществлять для решения вопросов развития отношений банка с корпоративными клиентами.
Очевидно, что в проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы и коммерческие банки, и Центральный банк Российской Федерации. Безусловно, задачи, методы, инструменты, направления, а также структура организации и охват сегментов при этом с позиций той и другой стороны будут различными.
В основу классификации клиентского мониторинга могут быть положены следующие признаки:
- характер изучаемых объектов;
- методы проведения мониторинга;
- пространственные масштабы проводимых мониторинговых исследований:
а) мониторинг отдельно взятого корпоративного клиента:
- мониторинг отдельно взятого потенциального корпоративного клиента;
- мониторинг отдельно взятого реального (обслуживаемого) корпоративного клиента;
б) мониторинг группы корпоративных клиентов (в зависимости от выбранных критериев):
- мониторинг потенциальной группы корпоративных клиентов;
- мониторинг реального (обслуживаемого) корпоративного клиента.
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, структурно может быть представлен, по нашему мнению, следующими основными блоками:
1) наблюдение и сбор информации о корпоративном клиенте;
2) оценка текущего состояния корпоративного клиента;
3) составление прогноза состояния корпоративного клиента;
4) оценка прогнозируемого финансового состояния и перспектив сотрудничества с клиентом;
5) принятие управленческих решений по дальнейшему взаимодействию банка и клиента.
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, весьма специфичен, поскольку должен проводиться по двум основным направлениям: исследование и изучение потенциальных и реальных (уже обслуживаемых) корпоративных клиентов.
Другое по теме:
Ипотечное кредитование населения
Развитие ипотеки не является самоцелью, а выступает инструментом решения многих макроэкономических задач, поскольку заставляет всех субъектов этого процесса ориентироваться на длительный период взаимодействия, делая их заинтересованными в содействии экономической стабильности. В 2007 году банк успе ...
Уставной капитал
Предусловием эффективной деятельности коммерческого банка как специфического хозяйственного общества является создание соответствующей ресурсной базы, т.е. совокупности денежных средств, поступающих в распоряжение банка с разных источников и используемых им для совершения активных операций. Первона ...
Контракты «СВОП»
Своп - это соглашение между двумя контрагентами об обмене в будущем платежами в соответствии с определенными в контракте условиями. В строгом смысле слова, своп нельзя отнести непосредственно к рынку ценных бумаг, т.к. в его основе не лежит какая - либо ценная бумага. Сделки своп создают искусствен ...