Проведение мониторинга работающих клиентов преследует реализацию следующих целей:
- при наличии у клиента счетов в других коммерческих банках - выявление структуры, периодичности и значимости платежей (оборотов);
- при проведении только расчетно-кассовых операций - анализ финансовой деятельности клиента;
- при пользовании клиентом другими банковскими услугами (например, кредитами) - выявление наличия взаимоотношений с другими коммерческими банками;
- потребности в других банковских продуктах, за исключением имеющихся в данном банке;
- изучение партнеров - контрагентов корпоративного клиента;
- определение "цены" клиента или группы клиентов для последующей сегментации при работе подразделений банка;
- оценка прибыльности корпоративного клиента и доходности банка от предоставления ему конкретных банковских услуг.
Основной целью проведения мониторинга потенциально интересных для банка корпоративных клиентов является привлечение их на комплексное банковское обслуживание с предоставлением полного пакета банковских услуг, дальнейшего перевода всех денежных оборотов по счетам, вследствие чего при снижении затрат на производство банковских услуг происходит увеличение рентабельности конкретных банковских услуг и деятельности банка в целом.
Мониторинг корпоративных клиентов (и потенциальных, и реальных) подразделяется на ряд относительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты:
- предварительная оценка, позволяющая сделать вывод о корпоративном клиенте в качестве потенциального партнера банка;
- собственно изучение и анализ деятельности корпоративного клиента;
- составление заключения относительно наличия различного рода проблем у корпоративного клиента и необходимости (потребности) предоставления ему конкретных банковских услуг.
В процессе организации мониторинговых наблюдений за существующей клиентурой важное место должно быть отведено:
- разработке методологических основ их проведения;
- формированию информационной базы по обслуживаемым клиентам, включая создание необходимого программного обеспечения;
- созданию специализированных служб, наделенных соответствующими полномочиями в отношении корпоративных клиентов, с определением принципов их взаимодействия с другими подразделениями банка;
- подготовке квалифицированных специалистов для работы с корпоративными клиентами;
- определению порядка оценки работы и мотивации сотрудников клиентской службы.
Организация мониторинга потенциальных клиентов включает такие направления деятельности, как:
1) создание адекватной банковской инфраструктуры;
2) определение порядка поиска потенциальных корпоративных клиентов, выделение приоритетных групп и сегментов в зависимости от выбираемых признаков;
3) разработка методики сбора, систематизации и анализа информации о деятельности корпоративных клиентов;
4) разработка предложений по активизации бизнес-коммуникаций (реклама, рассылка материалов, интернет-технологии) для поиска перспективных корпоративных клиентов.
Благодаря проводимым мониторинговым наблюдениям каждый сотрудник среднего и высшего звена в банке участвует в формировании информационно-аналитической базы по клиенту. Ее составляющими могут быть: маркетинговая информационная система банка; информация, накапливаемая в процессе взаимодействия с потенциальным и корпоративным клиентом; результаты маркетинговых исследований и т.д. Для создания такой информационно-аналитической базы каждым банком должна разрабатываться индивидуальная система количественных и качественных показателей. Используется также информация свободного формата. Информационно-аналитическую базу по корпоративным клиентам целесообразно структурировать, на наш взгляд, по трем блокам:
Другое по теме:
Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства
Главной финансовой основой развития рыночной экономики страны является банковская система. Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране. Она включает в себя все банковские и небанковские инстит ...
Анализ операционных издержек
Основой для анализа расходов банка служит отчёт «О прибыли и убытках» (см. приложение В). Расходы коммерческого банка – это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. К первым относятся процентные и комиссионные расходы. Таблица 7 показывает, что сущ ...
Рефинансирование как инструмент денежно-кредитного регулирования
В январе 2009 года в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего ...