В России стихийно сложилась смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами, в частности для коммерческих банков. Однако формирование системы государственного регулирования в России идет по направлению американской модели, это:
- создание концепции развития РЦБ в России;
- формирование нормативно-правовой базы функционирования рынка ценных бумаг;
- создание специального органа, регулирующего фондовый рынок, ‑ Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
В соответствии с законом от № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется путем: [7]
- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;
- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
- лицензирования деятельности профессиональных участников РЦБ;
- создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;
- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии.
Лицензирование деятельности профессиональных участников осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или уполномоченных ею органы на основании генеральной лицензии. Для получения лицензии на право осуществления определенного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организация должна удовлетворять следующим требованиям: [1]
1) квалификационным требованиям, т.е. в штате организации ‑ профессионального участника РЦБ ‑ должны быть аттестованные специалисты по профилю деятельности организации;
2) финансовым требованиям, которые заключаются в наличии достаточного капитала организации ‑ профессионального участника РЦБ, обеспечивающего в определенной мере защиту интересов ее клиентов. Так, например, минимальная величина собственного капитала должна составлять для осуществления:
- брокерской деятельности ‑ 5000 МРОТ;
- дилерской деятельности ‑ 8000 МРОТ;
- для осуществления деятельности организатора торгов ‑ 200000 МРОТ и т.д.
Таким образом, на первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственное регулирование осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.
Государственное регулирование фондового рынка в России осуществляется в двух основных формах:
1. Прямое или административное управление, включающее:
Другое по теме:
Вещественные, рыночные и организационно-правовые особенности недвижимости
как потенциального объекта инвестиций
Недвижимость как потенциальный объект инвестиций имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать инвестору при принятии решений о вложении средств в недвижимость. По сравнению с инвестициями в другие объекты, например в финансовые активы, инвестиции в недвижимость обладают существе ...
Укрупнение депозитариев, формирование
специализированных компаний
Проблемы, с которыми сталкивается депозитарий в России, это проблемы неразвитости национального рынка ценных бумаг и экономики переходного периода в целом. К ним относятся, в частности, несовершенство инфраструктуры и нормативной базы, непрозрачность рынка, закрытость эмитентов, невозможность или т ...
Объекты, субъекты и предмет страхования имущества юридических
лиц
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взно ...