В то же время в таком положении дел в страховании малого бизнеса есть определенная "вина" страховых компаний. Конечно, этот сегмент страхования имущества в настоящее время менее прибыльный, чем страхование того же среднего и крупного бизнеса. Но ведь низкую прибыльность по самому страхованию можно компенсировать эффективной инвестиционной деятельностью. В отличии от западных страховых компаний, в основной своей массе инвестиционная политика российских страховых компаний неэффективна.
Отечественные страховые компании постепенно переходят от ориентации на низкодоходные банковские инструменты и неликвидные вложения в аффилированные структуры к составлению диверсифицированного сотрудничества с управляющими компаниями, способными помочь страховщикам составить качественный портфель вложений.
Но, так или иначе, компании будут развивать и страхование малого бизнеса. Это неизбежно. Необходимость в этом назрела, так как страхование крупного бизнеса почти достигла своего предела. Сегмент крупных корпоративных клиентов насыщен, и ждать от него значительного роста в будущем не приходится. Все - таки именно малый бизнес является основой экономики всех передовых стран, и рано или поздно и Россия придет к этому.
В страховании имущества юридических лиц убыточность обычно не превышает 30 - 35%, притом, что их доля в общем объеме страховых премий составляет 70 - 80%. Таким образом, на данный период времени этот сегмент страхового рынка является выгодным для страховых компаний, принося хорошую прибыль.
Количество универсальных комплексных предложений по страхованию имущества относительно невелико. Некоторые виды комплексных предложений, такие, как страхование от огня и сопутствующих рисков, страхование строительно-монтажных рисков, есть у всех компаний. Но в целом количество предлагаемых страховых пакетов ограничено. В будущем ассортимент подобных услуг, скорее всего, будет расширяться, в том числе в связи с повышением активности на рынке страхования малого и среднего бизнеса.
Самым динамично развивающимся сектором в ближайшее время будет страхование среднего бизнеса. Это связано с тем, что с одной стороны, степень проникновения страхования в данный сегмент не столь высока, как в сегмент крупных корпоративных клиентов, а с другой стороны, средний бизнес во многом лишен недостатков, присущих малому бизнесу.
Также прослеживается негативная тенденция от крупных клиентов. Ждать от них увеличение поступлений не приходится. Скорее даже наоборот: некоторые крупные компании стремятся уменьшить свои расходы на страхование за счет уменьшения выплачиваемых премий при охранении того же уровня страховой защиты. Поэтому порой страховщикам приходится прилагать немалые усилия, чтобы при перезаключении договора страхования на следующий год сохранить размер премии, хотя бы на текущем уровне.
После вступления в ВТО и после полного открытия российского страхового рынка для иностранных компаний некоторые российские страховые компании могут прекратить свое существование, не выдержав конкуренции.
Весь российский страховой рынок по объему операций соответствует средней американской компании. А та же AIG собирает страховые премии в мире примерно в 5 раз больше, чем все страховые компании России вместе взятые. Поэтому речь должна идти об укреплении конкурентоспособности российских компаний, пока иностранные страховщики, в силу различных причин, не проявляют повышенного интереса к российскому рынку. Но через несколько лет ситуация на страховом рынке, скорее всего, изменится. А так как никаких законодательных препятствий у иностранных страховщиков к этому моменту не будет, ничто им не помешает вытеснить российские страховые компании с рынка. Причем у них для этого будет множество средств на выбор: от самого очевидного - демпинга - до возможности предоставить несравнимо более высокий сервис, качество и разнообразие страховых услуг. Правда, вполне вероятно, что события могут развиваться в другом направлении. Иностранные страховщики могут просто покупать своих российских конкурентов. Причем это все не означает, что российские компании будут банкротиться. Напротив, в этом случае их будут просто интегрировать в общую структуру иностранной страховой компании, не уничтожая уже имеющуюся сеть. Это связано с тем, что иностранцы не знакомы со спецификой российского бизнеса, а подобный подход облегчает проникновение на рынок. Кроме того, это для иностранных страховщиков дешевле, чем создавать новую страховую компанию.
Другое по теме:
Организация работы по кредитованию населения
банковский потребительский кредит коммерческий Работа по кредитованию физических лиц в ГОСБ № 2363 Сбербанка РФ проводится в соответствии с разработанными нормативными документами СБ РФ, указаниями территориального банка. Все вопросы, касающиеся кредитования, выносятся на рассмотрение Комитетов отд ...
Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка
Сельскохозяйственные товары были первыми товарами, торговля которыми началась на организованных биржевых рынках. В начальный период на долю этих товаров приходился самый большой объем сделок, и они имели самую широкую номенклатуру представленных на рынке товаров. Постепенно биржевая торговля охват ...
Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковской системы
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. ...