В целях обеспечения полноты информации, достоверности результатов анализа, маркетинговые наблюдения за операциями по сбыту банковских продуктов рекомендуются проводить на основе следующих принципов:
• рыночный принцип, когда наблюдения организуются по отдельным сегментам рынка;
• товарный принцип – информацию собирают по видам банковских услуг;
• функциональный принцип – обеспечивает поиск новых покупателей банковских услуг, разрабатывает и предоставляет на рынок новые виды услуг.
Эти и некоторые другие принципы (матричный, географический и т.п.), лежащие в основе организации сбыта банковских продуктов, должны быть реализованы не только маркетинговыми отделами банков, но и специалистами других подразделений, которые обязаны разъяснять клиентам банка выгодность той или иной услуги, формирование цены на отдельные виды услуг, значимость различных вариантов сбережения, хранения свободных денег в банке и др.
Следовательно, каждое подразделение банка должно выполнять как обычные функциональные (стандартные), так и специфические маркетинговые услуги, ориентированные на всестороннее расширение пространства рынка.
На объекте дипломной работы – Тверское отделение сбербанка РФ в г. Москве – маркетинговая служба существует (рис. 2.1).
В соответствии с поставленной во второй главе целью разработать эффективную стратегию удержания лидерских позиций рассмотрим приемлемую для банка концепцию маркетинга и ее направленность, определим подходы к ее реализации.
В соответствии с теорий маркетинга существуют следующие основные концепции маркетинга:
· Производственная;
· Продуктовая;
· Торговая;
· Традиционная;
· Социальная.
По мнению автора работы именно социальная концепция должна быть принята банком. Рассмотрим ее сущность.
Социальная концепция сформировалась в начале 80-х г.г. и придерживается той идеи, что маркетинговая политика обязана давать приоритет общечеловеческим, а не узковедомственным интересам. Эта концепция известна как концепция «3-С»: потребитель удовлетворяет запрос, производитель получает прибыль и не происходит нарушения общечеловеческих нарушений[8].
По этой концепции Сбербанк РФ имеет положительные оценки всех трех составляющих, а эффективность такого маркетинга можно изобразить в виде куба.
Развитие этой концепции нашло отражение в системе «7-С», где
1. С1 – потребитель (брокеры, риэлторы, агентства, девелоперы, клиенты, конъюнктура);
2. С2 – кадры или персонал банка;
3. С3 – коммуникация (законченность и полнота, четкость, деликатность, конкретность, ясность, учтивость, корректность);
4. С4 – координация или наличие обратной связи между субъектами рынка;
5. С5 – качество услуг;
6. С6- конкуренция;
7. С7 – культура.
Оценка перечисленных составляющих социальной маркетинговой концепции возможна экспертным методом. В качестве экспертов выступают независимые специалисты в области банковской деятельности.
Таблица 3.7 Оценка показателей Сбербанка по системе «7-С»
Показатель |
Значимость |
Экспертная оценка |
ИТОГО | ||
1 |
2 |
3 | |||
потребитель |
0,2 |
5 |
5 |
5 |
3,0 |
персонал |
0,1 |
4 |
5 |
4 |
1,3 |
коммуникация |
0,1 |
4 |
3 |
4 |
1,1 |
обратная связь |
0,1 |
3 |
4 |
3 |
1,0 |
качество услуг |
0,2 |
3 |
4 |
4 |
2,2 |
конкуренция |
0,1 |
5 |
5 |
5 |
1,5 |
культура |
0,1 |
4 |
3 |
4 |
1,1 |
ИТОГО |
1,0 |
11,2 |
Другое по теме:
Депозитарии в РФ в современной экономической
ситуации
В каждом коммерческом банке, проводящем операции на рынке ценных бумаг, в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 44 от 25 июня 1996 г., произошли изменения – возникла новая структура, которой были переданы функции по ведению депозитарного учета и операций с эмиссионными ценными бумагами. Таким образом, ...
Ипотечное кредитование населения
Развитие ипотеки не является самоцелью, а выступает инструментом решения многих макроэкономических задач, поскольку заставляет всех субъектов этого процесса ориентироваться на длительный период взаимодействия, делая их заинтересованными в содействии экономической стабильности. В 2007 году банк успе ...
Понятие, участники и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг - это система экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг отличается от иных рынков только объектом сделок: если для товарных и ресурсных рынков таковыми являются товары и ресурсы соответственно, то на рынке ценных бумаг обращаются специ ...