В целях обеспечения полноты информации, достоверности результатов анализа, маркетинговые наблюдения за операциями по сбыту банковских продуктов рекомендуются проводить на основе следующих принципов:
• рыночный принцип, когда наблюдения организуются по отдельным сегментам рынка;
• товарный принцип – информацию собирают по видам банковских услуг;
• функциональный принцип – обеспечивает поиск новых покупателей банковских услуг, разрабатывает и предоставляет на рынок новые виды услуг.
Эти и некоторые другие принципы (матричный, географический и т.п.), лежащие в основе организации сбыта банковских продуктов, должны быть реализованы не только маркетинговыми отделами банков, но и специалистами других подразделений, которые обязаны разъяснять клиентам банка выгодность той или иной услуги, формирование цены на отдельные виды услуг, значимость различных вариантов сбережения, хранения свободных денег в банке и др.
Следовательно, каждое подразделение банка должно выполнять как обычные функциональные (стандартные), так и специфические маркетинговые услуги, ориентированные на всестороннее расширение пространства рынка.
На объекте дипломной работы – Тверское отделение сбербанка РФ в г. Москве – маркетинговая служба существует (рис. 2.1).
В соответствии с поставленной во второй главе целью разработать эффективную стратегию удержания лидерских позиций рассмотрим приемлемую для банка концепцию маркетинга и ее направленность, определим подходы к ее реализации.
В соответствии с теорий маркетинга существуют следующие основные концепции маркетинга:
· Производственная;
· Продуктовая;
· Торговая;
· Традиционная;
· Социальная.
По мнению автора работы именно социальная концепция должна быть принята банком. Рассмотрим ее сущность.
Социальная концепция сформировалась в начале 80-х г.г. и придерживается той идеи, что маркетинговая политика обязана давать приоритет общечеловеческим, а не узковедомственным интересам. Эта концепция известна как концепция «3-С»: потребитель удовлетворяет запрос, производитель получает прибыль и не происходит нарушения общечеловеческих нарушений[8].
По этой концепции Сбербанк РФ имеет положительные оценки всех трех составляющих, а эффективность такого маркетинга можно изобразить в виде куба.
Развитие этой концепции нашло отражение в системе «7-С», где
1. С1 – потребитель (брокеры, риэлторы, агентства, девелоперы, клиенты, конъюнктура);
2. С2 – кадры или персонал банка;
3. С3 – коммуникация (законченность и полнота, четкость, деликатность, конкретность, ясность, учтивость, корректность);
4. С4 – координация или наличие обратной связи между субъектами рынка;
5. С5 – качество услуг;
6. С6- конкуренция;
7. С7 – культура.
Оценка перечисленных составляющих социальной маркетинговой концепции возможна экспертным методом. В качестве экспертов выступают независимые специалисты в области банковской деятельности.
Таблица 3.7 Оценка показателей Сбербанка по системе «7-С»
Показатель |
Значимость |
Экспертная оценка |
ИТОГО | ||
1 |
2 |
3 | |||
потребитель |
0,2 |
5 |
5 |
5 |
3,0 |
персонал |
0,1 |
4 |
5 |
4 |
1,3 |
коммуникация |
0,1 |
4 |
3 |
4 |
1,1 |
обратная связь |
0,1 |
3 |
4 |
3 |
1,0 |
качество услуг |
0,2 |
3 |
4 |
4 |
2,2 |
конкуренция |
0,1 |
5 |
5 |
5 |
1,5 |
культура |
0,1 |
4 |
3 |
4 |
1,1 |
ИТОГО |
1,0 |
11,2 |
Другое по теме:
Понятие банковской системы и её характеристика
Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, в банковскую систему входят также специализированные организ ...
Зачёт взаимных требований
В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организаци ...
Коммерческие банки открытого акционерного типа
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Следует отметить, что для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. В коммерческих банках открытого ...