Заключению кредитного договора предшествуют определенные действия со стороны банка и заемщика, заключающиеся в праве банков затребовать от потенциального заемщика определенных документов, характеризующих его правоспособность и кредитоспособность. Причем перечень таких документов устанавливается законодательно. Такими обязательными документами являются: кредитная заявка, бизнес-план экономического и социального развития предприятия, бухгалтерский баланс (форма №1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма №2 по ОКУД), отчет о движении фондов и других средств (форма №3 по ОКУД), отчет о движении денежных средств (форма №4 по ОКУД), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5 по ОКУД), копии договоров (контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок. Необходимо отметить, что набор бухгалтерской отчетности, предоставляемый банку должен содержать данные на последнюю или предпоследнюю месячную дату и за предыдущий год, т.е. предоставляется два комплекта бухгалтерской отчетности.
Для клиентов, текущие счета которых открыты в других банках, к указанному перечню документов следует добавить: копии учредительных документов, копию документа о регистрации, удостоверенную нотариально, карточку с образцами подписей и оттиска печати. Приведены перечень документов не является полным и достаточным, поэтому в процессе работы банк может его расширить по своему усмотрению.
В процессе рассмотрения заявки на кредит банк может использовать материалы из внешних источников, из текущей прессы, рекламных объявлений от деловых партнеров заемщиков, других банков и т.д. В случае возникновения сомнений в достоверности представленных материалов банк обязан до заключения кредитного договора проверить состояние учета, достоверность балансовых данных, реальное наличие товарно-материальных ценностей, условия их хранения, а также другие вопросы на месте у заемщика, после чего делается заключение о возможности предоставления кредита. Необходимые сведения о заемщике и информация, полученная при оформлении кредита и контроля за его использованием, систематизируются в специальном кредитном досье заемщика.
Этот кажущийся на первый взгляд простой вопрос представляет собой одну из сложных правовых проблем, связанную с одновременной защитой интересов банка, минимизацией риска непогашения кредита и интересов заемщика с точки зрения его деловой репутации и защиты информации о нем. В развитых странах существуют специальные структуры, которые в установленном законом порядке аккумулируют и предоставляют банкам и иным кредитным учреждениям информацию об экономическом положении и платежеспособности потенциальных заемщиков.
В Республике Беларусь этот вид профессиональной деятельности не упоминается в законодательстве, регулирующем дозволенные виды предпринимательской деятельности. Белорусские банки самостоятельно проверяют платежеспособность клиентов. Это право на сбор информации, проверку и последующий контроль платежеспособности должно включаться в кредитный договор и являться разрешением клиента на совершение определенных действий.
Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитывать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчетов показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, отчет о прибылях и убытках (форма№2), отчет о движении фондов и других средств (форма №3), сведения, накапливаемые в главном вычислительном центре банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности предприятий-заемщиков.
Другое по теме:
Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР
Рассмотрим структуру ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области, результаты деятельности по отчетным данным отделов за январь - октябрь 2010 года и проведем анализ уровня пенсионного обеспечения граждан в Корочанском районе, в частности по обязательному пенсионному страхованию. Структура у ...
Автоматизация документооборота
Один из способов совершенствования документооборота в целом – это внедрение автоматизированной банковской системы обработки информации, в дальнейшем АБС. Документооборот в банке можно условно разделить на два основных потока: административный и операционный. Административный документооборот не пере ...
Современные тенденции
банковского кредитования
В последние годы экономика Казахстана характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями. Высокие темпы экономического роста страны обеспечиваются не только внешними факторами, связанными с благоприятной ценовой конъюнктурой на сырьевые ресурсы, но и внутренними. Казахстан фактически с нуля постро ...