Современный лизинг характеризуется значительным разнообразием видов, которые классифицируются по различным признакам. Различают следующие основные классификации:
v По составу участников различают:
· прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка);
· косвенный лизинг, при котором передача имущества происходит через посредника (поставщик — лизингодатель — лизингополучатель). В качестве посредника между производителем и лизингополучателем выступает лизингодатель, который приобретает объект лизинга у поставщика и передает его пользователю;
· групповой лизинг, когда в лизинг сдаются крупномасштабные объекты, в роли лизингодателя могут выступить несколько компаний, в том числе фирмы - изготовители совместно с лизинговой компанией или банком.
v
По типу имущества различают:
— лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.д.);
— лизинг недвижимого имущества (здания, сооружения).
v
По степени окупаемости и условиям амортизации выделяют:
· финансовый лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях. Договор финансового лизинга, условия которого не выполнены и объект в результате возвращен лизингодателю, считается досрочно прекращенным [14]. Этот вид лизинга требует больших финансовых ресурсов и осуществляется в сотрудничестве с банками;
· оперативный лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно [9, c. 20]. Критерии отличия оперативного и финансового лизинга представлены в приложении Б в виде таблицы.
v
По объему обслуживания различают:
— чистый лизинг предусматривает, что основные обязанности, связанные с эксплуатацией оборудования и других предметов лизинга, ложатся на лизингополучателя. Он платит налоги, сборы, осуществляет страхование и несет все расходы, связанные с использованием оборудования. Лизингополучатель обязан содержать оборудование в рабочем состоянии, обслуживать его, и после окончания срока аренды оборудование должно быть в хорошем состоянии;
— лизинг с полным обслуживанием предусматривает оказание лизингодателем полного набора услуг: обслуживание имущества лизинга, проведение исследований до приобретения оборудования, поставку запчастей для предмета лизинга, консультации по эксплуатации и другое;
— лизинг с частичным набором услуг предполагает заранее согласованное разделение функций по обслуживанию объекта лизинга между сторонами договора;
— "мокрый" лизинг включает выполнение лизингодателем технического обслуживания, ремонта, страхования, услуг по эксплуатации для лизингополучателя, а также поставку необходимого для работы сырья, подготовку квалифицированного персонала, маркетинг, рекламу готовой продукции и другое [4, c. 247].
v
По степени окупаемости выделяют:
— лизинг с полной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит полная выплата стоимости имущества;
— лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного договора окупается только часть стоимости полученного в лизинг имущества [10, c. 351].
v
По способу приобретения имущества
Другое по теме:
Понятие и состав биржевого товара
Важнейшим элементом биржевой деятельности является определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец. Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей, достаточно однороден, поэтому можно на основании одной пробы составить представление о всей партии груза ...
Особенности маркетинга в банковской сфере
Многие западные специалисты обращают внимание на то, что в области банковского маркетинга сейчас происходит настоящая революция, связанная с усилением нацеленности банка на удовлетворение спроса и потребностей клиентов. Подобная стратегия может повысить рентабельность операций на 50 и более процент ...
Кредитный риск
Кредитный риск – риск не возврата клиентом основного долга, неуплаты процентов и иное неисполнение клиентом своих обязательств перед Банком. Управление кредитным риском в значительной степени влияет на эффективность деятельности Банка. Минимизация кредитного риска предполагает использование следующ ...