В дореволюционное время для учета морального облика клиента предлагалось принимать во внимание прошлое его компаньонов в деле, а равно и тех фирм, в зависимости или в тесной деловой связи с которыми он состоял. [3, с.2]
В то же время сложность оценки кредитоспособности обуславливает применение разнообразных подходов к такой задаче — в зависимости как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.
Сложность оценки кредитоспособности делает неизбежным применение к ней разнообразных подходов. Это подтверждается и мировым опытом. В различных странах накоплен свой опыт оценки ликвидности балансов и кредитоспособности, имеются существенные отличия в применяемых показателях.
Один из таких подходов, претендующих на комплексность, основан на системе показателей, используемых американскими специалистами,— так называемый метод или правило шести «Си».
Легко заметить, что принцип шести «Си» не лишен недостатков. Названные показатели, за некоторым исключением, не могут быть выражены непосредственно в цифровых величинах. Значит, и тут возникает проблемы надежности аргументации в пользу того или иного вывода. В Англии ключевым, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, являются термин «PARTS» [5, с.42], включающий в себя:
purpose — назначение, цель;
amount — сумма, размер;
repayment — оплата, возврат долга и процентов;
term — срок;
security — обеспечение, залог.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческим банками включают в себя три блока:
1. оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2. оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческим банками;
3. использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
• характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
•факторы производства:
a) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала и др.);
b) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
c) финансовые ресурсы;
d) экономическая Среда (на какой стадии жизненного цикла находятся выпускаемая продукции, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
e) В Японии, кроме общепринятых, применяют и коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала и др.).В разных странах рассчитываются и многие другие показатели.
Другое по теме:
Классификация кредитов, выдаваемых коммерческими банками
Учёт кредитных операций коммерческих банков с клиентурой осуществляется на базе классификации кредитов. В основу классификации могут быть положены различные критерии (по экономическому назначению кредитов, по типам заёмщиков, по срокам и т.д.). В целях формирования и управления кредитным портфелем ...
Понятие
валютного курса
Международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Каждая денежная единица имеет законную платежную силу только в рамках национальных границ, поэтому осуществление международных расчетов делает неизбежным обмен национальных валют друг на друга. Этот обмен происходит в опреде ...
Разработка должностных инструкций и положений
Несмотря на то, что в ТК РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой дол ...