Оценка кредитоспособности предприятия-заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтинг заемщика.
Рейтинг определяется в балах, сумма которых рассчитывается путем умножения классности любого показателя и его доли.
К первому классу могут быть отнесены заемщики имеющие от 100 до 150 балов, ко второму классу – от 151 до 250, к третьему – от 251 до 300.
В зависимости от классности банки по разному строят свои кредитные отношения с заемщиками. Если клиент является первоклассным, то банк может:
открыть кредитную линию;
кредитовать по контокоррентному счету;
выдавать в разовом порядке банковские ссуды (гарантии, залог, поручительство, страхование).
Предоставление клиентам третьего класса ссуды связано, для банка, с высоким риском. В том случаи, если ссуда была выдана до ухудшения финансового состояния заемщика, банк должен проанализировать причины сложившейся ситуации, с целью уберечь предприятия от банкротства, а при невозможности – прекратить кредитование.
Средства предприятий по степени ликвидности можно подразделить на три класса:
ликвидные средства первого класса:
касса;
расчетный счет;
валютный счет;
прочие денежные средства;
краткосрочные финансовые вложения.
ликвидные средства второго класса:
дебиторская задолженность;
авансы поставщикам;
3. ликвидные средства третьего класса:
запасы и затраты;
в том числе и неходовые.
При оценке кредитоспособности предприятия необходимо выяснить наличие у него долговых обязательств перед другими банками и предприятиями.
Объем и структура долговых обязательств:
Долгосрочные кредиты;
Долгосрочные займы;
Краткосрочные кредиты;
Краткосрочные займы;
Превышение ссуд работников банка над их задолженностью;
Кредитная задолженность;
Прочие краткосрочные пассивы; в том числе краткосрочные обязательства;
Источники собственных средств.
Применим данную методику на практике, используя при этом данные Гомельского филиала Гомельского РКП. При этом необходимо отметить, что так как для оценки кредитоспособности при помощи условной разбивки клиентов по классности используется ряд коэффициентов, которые были рассчитаны в предыдущих пунктах данной работы, то пересчет их будет излишен.
Для определения классности данного предприятия составим следующие таблицы 2.4.2., 2.4.3., 2.4.4.
Таблица 2.4.2
Определение классности заемщика в 2008г
коэффициенты |
I класс |
II класс |
III класс | ||
1. Коэффициент текущей ликвидности |
0,80 | ||||
2. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,04 | ||||
3 Коэффициент общей ликвидности |
2,59 |
Таблица 2.4.3.
Определение классности заемщика в 2009 году
коэффициенты |
I класс |
II класс |
III класс | ||
1. Коэффициент текущей ликвидности |
0,98 | ||||
2. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,09 | ||||
3 Коэффициент общей ликвидности |
2,96 |
Другое по теме:
Источники информации необходимые для оценки кредитоспособности заемщика
Заключению кредитного договора предшествуют определенные действия со стороны банка и заемщика, заключающиеся в праве банков затребовать от потенциального заемщика определенных документов, характеризующих его правоспособность и кредитоспособность. Причем перечень таких документов устанавливается зак ...
Механизм фиксации, регулирования и корректировки курсов
Система фиксированных валютных курсов была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года в городе Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР. Система была создана для восстановления обширной свободной торговли, установл ...
Виды электронных платежных средств на базе карт
Пластиковые карты - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков либо банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карту предприятия торговли и отдел ...