С 1993 по 1998 г. правительство с помощью государственных бумаг получило 32 млрд. руб. живых денег. И при этом истратило 450 млрд. руб. на выплату процентов и погашение тиражей. То есть за каждый привлеченный с рынка рубль казна заплатила свыше 12 рублей. Главными получателями этих денег остаются сырьевой капитал, обслуживающие его крупнейшие банки и западные финансовые институты. Последние получают, по самым заниженным оценкам, более полмиллиарда долларов в год. В первом квартале 1998 г. в России доходность операций западных инвестиционных банков и фондов доходила до 40% годовых и выше, оплаченных российской казной.
Внутренний государственный долг в виде ценных бумаг в мае 1998 г. составил свыше 700 млрд. руб. В последний год этот рынок все более напоминал финансовую пирамиду. Спад производства, который так и не прекратился в России, привел к тому, что единственно возможным способом покрытия внутреннего государственного долга, сформировавшегося за счет заимствований посредством ГКО и ОФЗ, по-прежнему остались лишь новые займы.
Кроме того, результатом высокой доходности государственных ценных бумаг (например, в августе 1998 года она достигала почти 300 процентов годовых), сформировавшейся из-за массового вывода средств нерезидентов с развивающихся фондовых рынков в разгар мирового финансового кризиса, стало вымывание денежных средств из реального сектора, где доходность была несравнимо ниже, а риски несопоставимо выше. Вложения предприятиями собственных оборотных средств в ГКО и ОФЗ привели к снижению возможности пополнения бюджета за счет налоговых поступлений. В итоге долг по ГКО и ОФЗ достиг таких размеров, что финансовых ресурсов, получаемых в результате продажи новых выпусков облигаций, стало едва хватать на выполнение обязательств перед владельцами уже находящихся в обращении выпусков.
Достаточно скоро эти ценные бумаги уже сами стали источником дефицита бюджета. Из-за отсутствия перспектив увеличения финансирования бюджета за счет налоговых платежей, а также из-за необходимости обслуживать значительный внешний долг государство оказалось перед необходимостью реструктурировать свой внутренний долг. Конвертация части долга по ГКО и ОФЗ в долгосрочные валютные облигации, предпринятая правительством в середине июля, не решила проблем обслуживания внутреннего долга. Покрытие его за счет новых эмиссий также было неприемлемым. Таким образом, прекращение Россией обращения ГКО и ОФЗ стало, несмотря на всю непопулярность этой меры, в сущности единственным возможным вариантом действий в сложившейся тупиковой ситуации.
И заявление правительства от 17 августа 1998 г. о новой экономической политике, которая предусматривала расширение границ “валютного коридора”, объявление моратория на погашение внешних долгов и замораживание рынка ГКО, стало кульминацией финансового кризиса.
26 августа стала известна схема реструктуризации ГКО/ОФЗ, которую инвесторы ожидали почти 10 дней. Принципиально важным в предложенной схеме является тот факт, что банки получают денежные средства в объеме лишь 5% от суммы вложений в ГКО/ОФЗ, или около 10 млрд. руб. Тогда как объем средств, которые коммерческие банки получили бы при нормальном развитии событий на рынке госдолга до конца 1999 г., составлял на момент замораживания долга немногим менее 130 млрд. руб., из которых до конца текущего года банки получили бы чуть менее 50 млрд. руб. Оставшиеся же 95% долга будут в обязательном порядке конвертированы в новые выпуски облигаций. Период конвертации определен до 26 сентября. При проведении реструктуризации рынка ГКО/ОФЗ инвесторы смогут обменять 20% облигаций на ценные бумаги, номинированные в долларах США с 5%-ным годовым купоном и сроком погашения в 2006 г. Оставшаяся часть долга в равных долях будет переоформлена в рублевые облигации со сроком обращения 3, 4 и 5 лет и купонным доходом в 20-30% годовых. Так же владельцы госбумаг смогут приобрести депозитные сертификаты Сбербанка, выпускаемые на аналогичных условиях. Вариант переоформления ГКО в депозитные сертификаты Сбербанка возник, по всей видимости, как дополнение к предложению о переводе вкладов населения из коммерческих банков в Сбербанк РФ. Тогда становится возможной схема перевода депозитов населения с одновременным погашением депозитных сертификатов Сбербанком (дальнейшие расчеты происходят между Сбербанком и Минфином). Объявленный обмен госбумаг не распространяется на облигации, принадлежащие физическим лицам, - все обязательства перед ними будут исполнены точно в срок (общий объем вложений физических лиц в госбумаги оценивается на уровне 2 млрд. руб., или менее 1% от объема долга)
Другое по теме:
Основные элементы и свойства банковской системы
Банки являются торгующими организациями. Они покупают ресурсы и привлекают средства. Это их пассивные операции. Они покупают ресурсы и привлекают средства. Это их пассивные операции. Они платят клиентам за эти привлеченные ресурсы и далее выдают другим клиентам, т.е. размещают средства прежде всего ...
Мировой опыт в вопросах оценки кредитоспособности
заемщика
Для уяснения положительных и отрицательных аспектов отечественной системы оценки кредитоспособности заемщика необходимо рассмотреть опыт экономически развитых стран в данном вопросе. Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитос ...
Стихийный период 90 годов прошлого века
На первый взгляд депозитарная и регистраторская деятельность представляется достаточно рутинной и малоинтересной. Отчасти это справедливо, особенно в условиях, когда соответствующая инфраструктура сложилась, приобрела четкие очертания и уже много лет функционирует в обычном, штатном режиме. Однако ...