Еще одним не очень удачным проектом оказалась эмиссия в сентябре 1993 года Золотых сертификатов.
Его основные параметры:
- объем - рублевый эквивалент 100 тонн золота в ценах золота на Лондонской бирже, по курсу доллара Центрального банка РФ (размещена была незначительная часть);
- номинал - рублевый эквивалент 10 кг. золота пробы 0,9999 в ценах золота на Лондонской бирже, по курсу доллара Центрального банка;
- купонная ставка - 3 % годовых; срок обращения - 1 год.
Минфин ежедневно объявлял цену продажи Золотых сертификатов, пытался дробить номинал и долями торговать на ММВБ. Однако вторичный рынок так и не возник. Эта было обусловлено низкой доходностью, низкой ликвидностью и, отчасти, высоким номиналом данной ценной бумаги.
В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.
Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“. В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ. Первый такой аукцион был проведен в мае 1993 г. Таким образом, ГКО объективно пополнили российский рынок ценных бумаг, адаптировав и развив его новый сегмент, связанный с мобилизацией крупных денежных средств для государства.
Третий нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО” устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт “депо” их нового владельца.
Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В 1993 году осуществление эмиссии государственных облигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере более 110 млрд. рублей. Удельный вес привлеченных в государственный бюджет страны средств в объеме эмиссии ГКО составил за 1996 г.- 3,2%, а за 1997 г.- 6,1%. Оборот российских государственных облигаций в 1997 г. только на вторичном рынке превысил 1100 трлн. руб. Объем выручки от реализации за 1996г. составил 297,3 трлн. руб., за 1997 г.- 386,5 трлн. руб.
ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.
Другое по теме:
Кредитный процесс и его стадии
Хотя в переводе с латинского "кредитовать" означает "доверять", тем не менее процесс кредитования в современных российских условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству. Кредитный процесс - это ...
Факторы, определяющие инвестиционную стоимость объектов недвижимости
Можно выделить четыре основные группы факторов, которые определяют инвестиционную стоимость объектов недвижимости: социальные, экономические, экологические факторы и государственное правовое регулирование. Все они в совокупности определяют стоимость любой недвижимости, и каждый воздействует на нее ...
Кредитный риск
Кредитный риск – риск не возврата клиентом основного долга, неуплаты процентов и иное неисполнение клиентом своих обязательств перед Банком. Управление кредитным риском в значительной степени влияет на эффективность деятельности Банка. Минимизация кредитного риска предполагает использование следующ ...