Перспективы развития депозитарной системы в России связаны, прежде всего, с двумя факторами: дальнейшим развитием рынка ценных бумаг и способностью Расчетные депозитарии торговых систем государственных и коммерческих учреждений к организации операций с ценными бумагами на современном уровне и с учетом меняющейся ситуации в экономике.
В России развитие фондового рынка зависит от стабилизации и улучшения экономической ситуации, увеличения привлекательности инвестирования капитала в корпоративные акции и облигации, установления единых правил работы профессиональных участников. Положительным моментом в этой ситуации может стать выход российских ценных бумаг на западные рынки с созданием собственной инфраструктуры.
Немаловажная роль в создании национальной депозитарной системы принадлежит государственным органам. Очевидно, что без придания этому процессу статуса общегосударственной программы, отставание российской инфраструктуры фондового рынка от потребностей профессиональных инвесторов будет нарастать. В этом случае вполне вероятно, что инвесторы будут предпочитать не только рассчитываться, но и заключать сделки с ценными бумагами российских эмитентов (их производными инструментами) в других странах, что грозит перемещением рынка наиболее привлекательных российских ценных бумаг за рубеж и потерей нашим государством контроля за процессом перехода прав собственности и управления на предприятиях, имеющих стратегическое значение для экономики России.
На практике существует три подхода к организации депозитарной инфраструктуры.
Первый подход связан с построением двухуровневой системы, второй – с разделением депозитариев по классам клиентов, третий – со специализацией депозитария.
Разделение депозитариев по классам клиентов в Российской Федерации достаточно проблематично, оно связано, прежде всего, с большим количеством клиентов с активами малого размера при ограниченном числе крупных депонентов.
Специализация депозитариев на операциях (например, брокерский депозитарий, обеспечивающий брокерское обслуживание, или кредитный депозитарий, специализирующийся на учете залоговых операций и др.) нерентабельно в силу узости клиентской базы, осуществляющей подобные операции. Анализ себестоимости услуг, которые оказывают кастодиальные депозитарии своим клиентам (юридическим и физическим лицам), показывает, что для небольшой организации этот бизнес практически нерентабелен. Последнее приводит к невозможности развивать депозитарные технологии (системы удаленного доступа, корреспондентские отношения), что увеличивает постоянные издержки, снижает эффективность проведения операций, ликвидность и оценку руководства.
Между тем, кастодиальный депозитарий как часть расчетной системы рынка ценных бумаг, обеспечивающий поставку и хранение ценных бумаг, является звеном, от которого напрямую зависит эффективность операций. Поэтому большую значимость приобретает позиционирование коммерческой организации в сфере депозитарно- кастодиального бизнеса.
Правильный выбор и грамотная тарифная политика в сочетании с проведением мероприятий по минимизации рисков, возникающих при осуществлении деятельности, позволяют сделать депозитарий подразделением, приносящим стабильный доход, не сопряженный со значительными рисками и не требующий после осуществления первоначальных инвестиций привлечения крупных источников финансирования. Наибольшую отдачу от депозитария можно получить при совмещении различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в частности, с брокерской или с деятельностью по доверительному управлению.
Другое по теме:
Организация производства в парикмахерской
Несомненно, что главной услугой салона-парикмахерской является стрижка. Стрижка волос - одна из самых сложных, но и самых распространенных операций, выполняемых в салонах-парикмахерских. От качества стрижки зависит внешний вид прически и ее долговечность. Стрижку волос называют фундаментом прически ...
Установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные
денежные средства
Как уже отмечалось выше, эффективной мерой по снижению затрат, а следственно повышению эффективности работы банка с физическими лицами является установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные денежные средства. Клиентам это обеспечивает возможность пополнять свой карт-счет 24 часа в сутки 7 ...
Особенности маркетинга в банковской сфере
Многие западные специалисты обращают внимание на то, что в области банковского маркетинга сейчас происходит настоящая революция, связанная с усилением нацеленности банка на удовлетворение спроса и потребностей клиентов. Подобная стратегия может повысить рентабельность операций на 50 и более процент ...