• создать условия для защиты прав собственника.
На практике много вопросов возникает, когда лизингодатель-нерезидент Республики Беларусь. Проблема состоит в том, что заключение лизингового договора по международным нормам возможно в очень редких случаях, а заключать договор в соответствии с законодательством Республики Беларусь нерезиденты часто не согласны, или им это невыгодно. Получается, что большинство белорусских лизинговых компаний работают с внутренними ресурсами. К примеру, российские лизингодатели более активно используют товарные кредиты и ресурсы западных компаний. Непредсказуемость налоговых и таможенных органов, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают международный лизинг еще более рискованным.
Таким образом, действующее законодательство не способствует развитию международного лизинга. Пока не созданы условия для активного участия белорусских лизингодателей в экспорте отечественной продукции. Сегодня российские производители и лизингодатели предлагают различные схемы товарных кредитов белорусским компаниям и белорусским предприятиям приходится соглашаться на такие схемы. Это значит, что деньги, которые могли бы заработать отечественные экспортеры, уходят в другую страну. Может, это главная причина в пользу того, что ситуацию необходимо срочно менять.
К особенностям белорусского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие:
· срок лизингового договора обычно небольшой, 2-5 лет. Это обусловливается «дорогими» кредитами и, как следствие, необходимостью быстрого погашения лизинговых платежей. К сожалению, инфляция пока еще не позволяет использовать долгосрочные договоры;
· объектом лизинговых сделок преимущественно является недорогое оборудование (оргтехника, конторское оборудование, автотранспортные средства). Это объясняется невозможностью в большинстве случаев сдавать в лизинг дорогостоящее оборудование из-за незначительных финансовых ресурсов лизинговых компаний и высокими процентными ставками по заемным средствам;
· большинство заключаемых контрактов — это контракты финансового лизинга (лизингодатель полностью возмещает вложенные средства);
· большинство заключаемых контрактов предусматривает только финансирование покупки оборудования, а дополнительные условия, такие как сервисное и гарантийное обслуживание, не входят в обязанности лизингодателя;
· часто условиями лизингового контракта предусматривается осуществление авансового платежа. Это вызвано тем, что лизингодатель не всегда может иметь полное представление о платежеспособности лизингополучателя. Существование «черного рынка», когда сделки совершаются за наличные и это не находит своего отражения в учете и отчетности предприятий, не дает полного представления о финансовом положении лизингополучателя.
И все же лизинг развивается, растут объемы заключаемых сделок, расширяется их география. Однако развитие лизинга в Республике Беларусь сдерживает, прежде всего, высокая стоимость кредитных ресурсов. Сложное финансовое положение белорусских предприятий снижает количество потенциальных лизингополучателей, способных эффективно использовать технику и рассчитываться по лизинговым платежам. Ограничивает количество клиентов лизинговых компаний отсутствие развитой страховой инфраструктуры (страхование валютных и финансовых рисков, экспортных кредитов, имущества, перестрахование и т. д.). К общим причинам, сдерживающим развитие лизинга в Республике Беларусь, также относятся: слабая осведомленность субъектов предпринимательской деятельности о преимуществах лизинга, недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций, неразвитость вторичных рынков оборудования, объективные трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии и др.
Таким образом, для успешного развития лизинга в Республике Беларусь необходимо улучшение состояния белорусской экономики в целом, снижение ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, рост числа кредитоспособных предприятий, развитие системы страхового и гарантийного обеспечения лизинговой деятельности, организация подготовки специалистов, в совершенстве знающих лизинговую деятельность.
Другое по теме:
Принципы денежно-кредитной
политики на среднесрочную перспективу
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в э ...
Понятие кредитоспособности
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банки на основании лицензии Национального банка привлекают денежные средства во вклады депозиты, и размещают их в форме кредита. Для кредитования банки используют источники собственных средств, мобилизованные средства юридических и физических ...
Депозитарии в РФ в современной экономической
ситуации
В каждом коммерческом банке, проводящем операции на рынке ценных бумаг, в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 44 от 25 июня 1996 г., произошли изменения – возникла новая структура, которой были переданы функции по ведению депозитарного учета и операций с эмиссионными ценными бумагами. Таким образом, ...