Медицинское страхование по характеру оказываемой помощи подразделяется на обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование в отличие от добровольного охватывает все страховые риски независимо от их вида.
Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному страхованию. Осуществляется оно на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
При коллективном страховании, как правило, в качестве страхователя выступает предприятие, организации и учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).
При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают предприятия, организации, учреждения, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования своих работников или иных физических лиц (членов семей работников, пенсионеров и т.д.).
При индивидуальном страховании, как правило, в качестве страхователя выступают граждане, которые заключают договор со страховой организацией по поводу страхования себя или другого лица (родственника и т.д.) за счет собственных средств.
Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.
По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.
Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).
Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическими услугами и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как лечебно-профилактических услуг и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.
В соответствии со ст.10 Закона РФ "О медицинском страховании" источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
− средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов;
− средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
− личные средства граждан;
− безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
− доходы от ценных бумаг;
− кредиты банков и других кредиторов;
− иные источники, не запрещенные законодательством.
Из этих источников формируются:
1) финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
Другое по теме:
Опционы, фьючерсные и форвардные контракты, хеджирование
Существуют 2 сегмента рынков и соответствующих им видов бирж: спотовые и срочные. Спотовый рынок – это рынок наличных сделок. На нем происходит одновременная оплата и поставка ценных бумаг. На срочном рынке заключаются срочные сделки, представляющие собой договор между контрагентами о будущей поста ...
Анализ ситуации банковских систем постсоветского пространства
Россия. По итогам 2008 года банковская система России во многом сохранила прежние тенденции: активы обгоняют по темпам роста капитал, а розничное кредитование корпоративное и увеличение доли нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы. Начинается поэтапное введение стандартов Баз ...
Режимы валютных курсов
Поскольку колебания валютных курсов оказывают столь сильное влияние на развитие национальной экономики, современное государство использует различные режимы валютного курса. Существует два основных режима валютных курсов: плавающие курсы и фиксированные курсы. Плавающие валютные курсы - это курсы, ф ...