В период НЭПа медицинская помощь населению оказывалась государственной системой здравоохранения, лечебными учреждениями страховых касс и частными врачами и клиниками. Застрахованные лица обслуживались в государственных медицинских учреждениях и лечебных учреждениях страховых касс за счет средств страховых касс.
26 февраля 1925 года на основании Постановления Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) были произведены следующие структурно-функциональные изменения в медико-социальном страховании:
1. четыре фонда социального страхования были преобразованы в два: фонд пенсий и других пособий и фонд лечебной (медицинской) помощи застрахованным лицам;
2. установлен нормальный и временный льготный страховой тариф для четырех групп предприятий-страхователей;
3. изменено подчинение созданных фондов.
Произошло слияние кассовой и государственной медицины в бюджетно-страховую медицину. Введение бюджетно-страховой медицины характеризовалось ухудшением качества медицинского обслуживания застрахованных лиц.
В стране до 1991 года действовала государственная система здравоохранения, и обязательного медицинского страхования населения или отдельных его групп в какой-либо форме не проводилось.
Начиная с 30-х годов XX столетия развитие советского здравоохранения строилось на основе государственного планирования и бюджетного финансирования. Пятилетние планы развития народного хозяйства страны включали плановые показатели всех отраслей, в т.ч. и здравоохранения. Жестко определялись количественные показатели, которые должна достичь отрасль к определенному моменту.
Государственной системой здравоохранения в начале своего развития были достигнуты отличные показатели обеспечения населения медицинской помощью, но к 1985 году рост количественных показателей исчерпал себя, не обеспечив перехода в качественные. Это привело в конечном итоге к осмыслению руководством страны необходимости проведения коренных преобразований системы здравоохранения, основанных на переходе от плановых к рыночным механизмам управления отраслью и направленных на обеспечение социальных гарантий гражданам в охране здоровья и на предоставление качественной медицинской помощи всему населению. При отсутствии рыночных механизмов проведенные с 1967 г. по 1988 г. четыре экономических экспериментов в здравоохранении не обеспечили внутриотраслевого реформирования и перевода медицинской отрасли на экономические методы управления.
На государственном уровне применялся остаточный принцип финансирования здравоохранения, а в медицинской отрасли использовались уравнительное финансирование медицинских учреждений и затратный механизм потребления бюджетных средств.
Все это вместе взятое привело к негативным последствиям в функционировании медицинской отрасли и кризису системы здравоохранения, обеспечило формирование низкой общественно-социальной значимости здравоохранения, а также подтверждало отсутствие общегосударственного и отраслевого системного подхода к охране здоровья населения.
Попытка внести кардинальное изменение в стратегию и тактику развития государственной системы здравоохранения были предприняты XXYII съездом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Съезд КПСС в 1985 г. принял новую редакцию Программы КПСС и "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года". В данных документах были определены конкретные пути развития здравоохранения, расширение научно медицинских исследований по прикладным проблемам, повышение качества медицинского обслуживания, укрепление реконструкции материально-технической базы медицинской отрасли в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.
Переход от государственной системы здравоохранения к страховой медицине, как показывает мировой и отечественный опыт, является необходимым шагом в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг. Это обусловлено тем, что, во-первых, для широких слоев населения обеспечиваются гарантии предоставления и доступность высококачественных медицинских услуг даже при значительном росте цен на них; во-вторых, решаются проблемы привлечения дополнительных и значительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения; в-третьих, принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления начинают активно использоваться в управлении системой здравоохранения.
Новое возрождение медицинского страхования в Российской Федерации началось по прошествии 60 лет благодаря принятию 28 июня 1991 года Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" № 1499-1.
Согласно статьи 1 этого Закона медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, а цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия, а также повысить заинтересованность страхователя и застрахованного в повышении уровня здоровья.
Другое по теме:
Происхождение и этапы развития Центральных банков
Институциональные основы центральных банков мира закладывались на протяжении столетий. Предшественниками центральных банков можно считать эмиссионные банки, которые возникли сравнительно недавно – в XIX столетии. Длительное время в мировой банковской практике не существовало разделение банков на эм ...
История образования банка на территории Казахстана
История Дочернего Банка Акционерного Общества "Сбербанк России" в Казахстане начинается в конце 2006 г., когда Сбербанк России, флагман российской финансовой системы, крупнейший финансовый институт Центральной и Восточной Европы, приобретает 99,99% акций ТексакаБанка, признанного банком с ...
Анализ ситуации банковских систем постсоветского пространства
Россия. По итогам 2008 года банковская система России во многом сохранила прежние тенденции: активы обгоняют по темпам роста капитал, а розничное кредитование корпоративное и увеличение доли нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы. Начинается поэтапное введение стандартов Баз ...