Сущность МЦБ в России

Страница 1

МЦБ - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.[2]

МЦБ – это ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[3]

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства, в принципе, на любые цели, которые можно сгруппировать следующим образом:

- покрытие временного дефицита регионального бюджета;

- финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек) и объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водопроводных сетей);

- финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;

- финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда. [4]

У местных государственных органов существуют две формы займов:

- выпуск МЦБ;

- ссуды.

МЦБ обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей. Так как согласно Федеральному закону «О переводном и простом векселе», государственные органы власти всех уровней имеют право выпуска векселя только в случаях, предусмотренных Федеральным законом, что, по сути, означает невозможность выпуска векселей муниципальными органами власти.[5]

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов. В мировой практике выпуск МЦБ является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставленных по этим ценным бумагам налоговых льгот.

МЦБ обычно имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения. Основными покупателями МЦБ выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение МЦБ оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам[6]:

- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

- надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.

Еще большей надежностью, чем ценные бумаги муниципальных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением МЦБ обычно являются доходы муниципального бюджета либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены местные облигации.

Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживанию муниципального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета местного уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.

Механизм выпуска и обращения МЦБ можно кратко описать следующим образом. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выпускаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Учет выдачи и погашения среднесрочных и долгосрочных кредитов клиентам
Среднесрочные кредиты используются юридическими лицами на приобретение основных производственных фондов, компью­терной техники, медицинского оборудования, товаров широкого потребления. Физические лица получают кредиты на временные нужды, покупку товаров длительного пользования. Среднесроч­ные креди ...

Структура банковской системы РФ
Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков – второй уровень. В соответствии с Законом «О банках и банковс ...

Правила страхования имущества юридических лиц
Страхование имущества юридических лиц - один из видов имущественного страхования - осуществляется с целью уменьшения финансовых потерь страхователя в случае, если его имуществу будет нанесён урон или оно вообще погибнет в результате какого-либо чрезвычайного происшествия. Страхователями могут быть: ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru