История развития товарной биржи

Страница 2

Существование бирж открытого и закрытого типа не только было связано с определенными этапами в развитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этом процессе. С этой точки зрения различают три вида бирж: пуб­лично-правовые (государственные биржи); частно-правовые (частные биржи); смешанные биржи.

Биржи, носящие публично-правовой характер, контролиру­ются государством и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель дан­ного района, занесенный в торговый реестр и имеющий опре­деленный размер оборота. Лица, не являющиеся членами бир­жи, также допускаются к совершению сделок согласно приоб­ретаемым ими разовым билетам. Такие биржи были распро­странены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия). В то же время в Германии государство само учреждало их и всесторон­не регулировало их деятельность. Эти биржи именовались пуб­личными и носили открытый характер.

В Англии и Америке государство никак не вмешивалось в деятельность бирж, они носили характер корпорации либо ча­стного учреждения и являлись закрытыми организациями.

Смешанные биржи также характерны для континентальной Европы. Наиболее часто смешанными были фондовые биржи, например, Венская фондовая биржа. Для таких бирж характер­но то, что в руках государства находится часть акций биржи (если она создана в форме акционерного общества), что дает ему право направлять в органы управления представителей ис­полнительной власти и таким образом контролировать деятель­ность биржи.

Интересное исследование истории бирж провел русский ученый А. Филиппов, который изучал товарные биржи начала XX в. Он выделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетания двух факторов:

• степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота;

• формы организации бирж как открытых или закрытых рынков.

Биржи первого типа — это доступное для всех собрание. Та­кие биржи либо вообще не имели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо регулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функцию только общего надзора за порядком на биржах. Любой желаю­щий мог стать участником биржевого торга, а биржевое поме­щение предоставлялось либо правительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали в Голландии, Бельгии и Франции.

Второй тип бирж — всесторонне регламентируемое госу­дарством собрание. Биржевая торговля регулируется законода­тельством и находится под строгим контролем администрации. Посетители и участники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собой открытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, а соответствую­щей государственной инстанцией. К такому типу относилось большинство германских бирж, за исключением бирж в ганзей­ских городах.

Третий тип бирж — биржа закрытого типа, всесторонне регламентируемая государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Биржевой комитет, избираемый из числа участников, строго подчиняется правительственному ор­гану. Как и в биржах второго типа, деятельность этих бирж регламентируется законом и находится под административным контролем. Помимо членов биржевых корпораций на торг до­пускаются посторонние лица, но, как правило, по особому раз­решению и с ограниченными правами. Такой тип бирж встре­чался в Австро-Венгрии и России.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Вексельные реквизиты и особенности его обращения
Переводной вексель содержит следующие реквизиты: вексельные метки; вексельная сумма; наименование и адрес плательщика; срок платежа; наименование получателя платежа; место платежа; указание места и даты составления; подпись векселедателя. Теперь рассмотрим эти реквизиты подробнее. Вексельные метки. ...

Исследование рынка международных систем денежных переводов
Исследование рынка международных систем денежных переводов будет состоять из двух этапов. Во-первых, необходимо определить спектр услуг, предлагаемых банками г. Якутска с целью сравнения и выявления лидера среди них. Во-вторых, провести анкетирование трудовых мигрантов, целью которого будет являтьс ...

Приёмы банковского маркетинга
Для выяснения содержания маркетинга к 30-м гг. XX в. ученые-экономисты разработали модель. Эту модель разработал английский экономист Эджени Маккарти, доработал впоследствии в соответствии с новыми достижениями и требованиями науки и практики Ф. Котлер и другие ученые. Эта модель получила название ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru