Безналичные платежи на территории РФ осуществляются в формах, установленных Гражданским кодексом РФ, к которым относятся расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо, расчеты чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (рис. 1). Стороны по договору вправе избрать любую из форм расчетов.
Рис. 1. Формы и инструменты безналичных расчётов
К формам безналичных расчетов, предусмотренных для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков, относятся расчеты платежными поручениями, аккредитивами и чеками.
К формам безналичных расчетов, используемым для получения платежа посредством списания денежных средств со счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся расчеты по инкассо с применением платежных требований и инкассовых поручений.
К платежным инструментам безналичных расчетов относятся платежные карты и векселя.
Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Порядок расчетов по счетам в указанных формах между юридическими лицами, а также предпринимателями, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, регулируется «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», а расчеты с участием физических лиц – Положением ЦБ РФ от 01.04.2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ». Причём в отношении физических лиц действующим законодательством предусмотрены такие же формы безналичных расчетов, как и для юридических лиц. Граждане могут осуществлять безналичные расчёты как между собой, так и с юридическими лицами.
В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
В соответствии с принципами организации безналичных расчётов, формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. При выборе той или иной формы расчетов учитывается множество факторов:
· характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов;
· место нахождения сторон;
· издержки обращения;
· источники средств для платежа;
· гарантия оплаты;
· возможность взаимного контроля;
· финансовое положение сторон.
При осуществлении расчетных операций по счетам в рамках рассматриваемых ниже форм используются соответствующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа – распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя (взыскателя) или получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет получателя (взыскателя).
Расчётные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:
· наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
· наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
· наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
· назначение платежа (не указывается в чеке); сумма платежа (цифрами и прописью).
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
В случае недостаточности средств на счете клиента для оплаты расчетных документов они помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка.
Другое по теме:
Пути оптимизации условий труда сотрудников банка
Оценка рабочих мест сотрудников Центрального офиса Приорбанка была проведена на основе анализа рабочих мест сотрудников отдела по работе с физическими лицами. Это возможно и объективно в силу того, что все офисные помещения банка и рабочие места оборудованы одинаково. Как показал проведенный анализ ...
Система органов внутреннего контроля
В соответствии со статьями 10 и 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части ра ...
Некоторые пути минимизации банковских рисков
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деяте ...