Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Центрального банка получение прибыли.
В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в законе) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководящего состава, так как управлять банком могут только компетентные и профессионально подготовленные лица, которые не привлекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.
В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».
В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.
Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рамках существующих законов.
К таким документам относятся:
1) заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;
2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учредителями;
3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;
4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Банка России, и утвержденный общим собранием учредителей;
5) протокол общего собрания учредителей;
6) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;
7) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
9) копии документов, подтверждающих право собственности;
10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;
11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;
12) заключение федерального антимонопольного органа;
13) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации;
14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.
Пакет документов представляется в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой организации. Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты предоставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Другое по теме:
Мошенничество в области страхования – юридическая характеристика
Состав преступления страхового мошенничества включает в себя следующие элементы: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объект преступления в уголовном праве - это элемент состава преступления, представляющий собой конкретные охраняемые уголовным законом общественные отношения ...
Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в рф и
возможные пути их решения
Данный раздел посвящен исследованию проблем, существующих в сфере оказания банками своих услуг предприятиям малого бизнеса. Подобный анализ позволит выявить не только насущные проблемы, но и потенциал и перспективы развития рынка банковских услуг малому бизнесу, что в свою очередь будет способствов ...
Лизинг
Любое динамично развивающееся производство требует инвестиций – это аксиома. Появляется необходимость переехать в более просторный офис, увеличить складские помещения, приобрести современное оборудование, автотранспорт . Изъять из оборота большое количество средств не всегда возможно. У представите ...