В условиях резкого ускорения динамики трансграничных потоков капитала национальные правительства уже не могут проводить абсолютно независимую денежно-кредитную политику, ориентированную исключительно на национальные приоритеты. Напротив, в своей деятельности они вынуждены учитывать влияние внешних факторов, таких, как приток и отток капитала, уровни процентных ставок на ведущих мировых торговых площадках и др. Если сегодня правительство развивающейся страны (или страны с формирующимся рынком) попытается проводить денежно-кредитную политику, например политику процентных ставок, игнорирующую требования и конъюнктуру мировых финансовых рынков, то из-за быстрого оттока капитала оно будет вынуждено:
в лучшем случае реформировать национальную банковскую систему и проводимую денежно-кредитную политику с учетом требований финансовой глобализации и решать проблему накопленных «плохих» долгов для спасения отечественного реального сектора;
в худшем случае отгородиться от внешнего мира под лозунгами регионализма и антиглобализма, направленными якобы на защиту национальных интересов, а по сути скрывающими нежелание национальной элиты делиться властью и своими монопольными доходами с населением страны.
Сценарий развития банковского сектора России зависит от эффективности реализации программы антикризисных мер, предложенной российским правительством и Банком России в конце 2008 - начале 2009 г.
Для повышения эффективности банковской системы и заинтересованности банков в кредитовании предприятий и организаций необходимо: установить законодательно порядок и формы участия иностранного капитала в банковской сфере; ограничить доходность финансовых вложений, отвлекающих банковские капиталы от кредитования реального сектора экономики; открыть доступ к ссудам и гарантиям ЦБ РФ и Минфина России коммерческим банкам, активно взаимодействующим с реальным сектором; уточнить порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам инвестиционной направленности; расширить практику рефинансирования Банком России коммерческих банков, кредитующих реальный сектор, через развитие системы учета и переучета векселей предприятий; установить для банков дифференцированный режим отчислений в фонд обязательного резервирования в целях привлечения долгосрочных и устойчивых пассивов; изменить действующую очередность погашения банковских кредитов при недостаточности средств на расчетных счетах хозяйствующих субъектов.
Антикризисная политика российского правительства и Банка России в 2008-2009 гг.
Пакет антикризисных мер, реализованных российским правительством совместно с Банком России в разгар кризиса, в целом соответствовал стандартной схеме, подробно рассмотренной в публикациях зарубежных авторов. Российское правительство с августа 2008 по март 2009 г. предприняло ряд важных шагов для поддержки российской банковской системы (таблица 1 Приложения А.).
Правительству РФ и Банку России в целом удалось предотвратить распространение «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить:
укрепление ресурсной базы банков, насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью;
увеличение капиталов системообразующих банков, в том числе посредством предоставления им долгосрочных субординированных кредитов;
увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц;
решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию, включая продажу банков-банкротов по символической цене;
проведение «плавной» девальвации национальной валюты;
ослабление пруденциальных требований, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости;
Другое по теме:
Влияние миграционного процесса на развитие систем
денежных переводов в России
В современном обществе миграция является одним из важнейших экономических процессов. Миграция влияет на изменение количественных и качественных показателей не только непосредственно рынка труда принимающих стран, способствуя конкуренции и препятствуя нарастанию демографических диспропорций в приним ...
Экономический смыл безрисковой ставки
Дисконтирование — это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Для правильной оценки будущих доходов нужно знать прогнозные значения выручки, расходов, инвестиций, структуру капитала, остаточную стоимость имущества, а также ставку ...
Выплата компенсаций по вкладам
Начиная с 17 апреля 2009 года филиалы Сбербанка России ОАО приступили к выплате компенсации по вкладам в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2009 г. №188, следующим категориям граждан Российской Федерации (вкладчиками или наследникам вкладчиков): – по 19 ...