В России действует много карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и по величине совокупных активов. На 1 марта 2009 г. 200 крупнейших банков (всего в реестре российских банков насчитывалось 1220 банков, а действующих - 1100) контролировали 94% совокупных активов, в них было сосредоточено примерно 91% собственного капитала российских банков. На долю банков, входящих в первую пятерку, приходилось свыше 47% совокупных активов и 49% собственного капитала отечественных кредитных организаций. Основным источником роста ведущих российских банков, начиная с октября 2008 г., были средства Банка России, предоставляемые в рамках различных механизмов рефинансирования (беззалоговое кредитование, операции РЕПО, обеспеченное кредитование, ломбардные кредиты, кредиты овернайт, субординированные кредиты, санация банков), и правительства РФ (рефинансирование внешнего долга, субординированные кредиты, выкуп ипотечных кредитов).
Плотность банковского обслуживания в России в среднем, по данным на январь 2009 г., составляла чуть больше 30 точек на 100 тыс. населения. Это сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако в Европе банковские подразделения распределены по территории практически равномерно, а в России - нет. Так, в Москве на 1 января 2009 г. функционировало почти 50% всех действующих кредитных организаций (543), в которых было сосредоточено 86% совокупных активов, 87% всех кредитов, депозитов и прочих размещенных средств и 85% всех привлеченных средств.
В силу недостаточной капитализации большинство российских банков не могут осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских компаний, а нерациональная политика процентных ставок Банка России при отсутствии ограничений на трансграничное движение капитала (отменены с 1 июля 2006 г.) привела к бесконтрольному росту российского внешнего корпоративного долга. Так, внешняя задолженность банковского и корпоративного секторов в настоящее время составляет около 40% ВВП России.
Деятельность российских банков зачастую бывает оторвана от потребностей национальной экономики. Они не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и мелким) доступ к необходимому финансированию, нередко по причине архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. Ограничив свою кредитную деятельность, банки вызвали сжатие внутреннего совокупного спроса в экономике, что еще больше усугубляет экономический кризис в стране.
В современной России нет ни одного банка, который непосредственно занимался бы финансированием (кредитованием) инновационных проектов. Даже специально созданный для этих целей в 1999 г. Российский банк развития (РосБР) не осуществлял их финансирование, о чем свидетельствовало отрицательное заключение Счетной палаты РФ о его деятельности в 2007 г.
Положение не изменилось и после реорганизации банка, когда в соответствии с Федеральным законом от 17.05, 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» и распоряжением Правительства РФ от 07.12.2007 г. № 1766-р «О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка» 100% акций РосБР стали принадлежать государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Получив банковскую лицензию и лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, ВЭБ не подчиняется ни Банку России, ни ФСФР. Более того, в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в 2007 г. из текста федерального закона были изъяты положения, определявшие принципы взаимодействия госкорпорации с другими финансовыми институтами.
В России уделяют недостаточное внимание становлению базовых инфраструктурных институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование национальной банковской системы. Отсутствие в стране должного интереса к таким институтам (защита прав собственности, укрепление юридической системы, ограничение коррупции, улучшение качества финансовой информации, повышение качества корпоративного управления, развитие пруденциального надзора и ужесточение квалификационных требований к финансовым специалистам) означает, что российский банковский сектор в процессе своего развития еще долго будет испытывать трудности системного характера.
Другое по теме:
Объекты, субъекты и предмет страхования имущества юридических
лиц
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взно ...
Валютная политика ЦБ
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов: регули ...
Классификация ценных бумаг
Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты, в противном случае она является недействительной. К ценным бумагам относятся: Государственные облигации Облигации Векселя Чеки Депозитные и сберегательные сертификаты Банковские сберегательные книжки на предъявителя Коносам ...