Влияние платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта в ВНП (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по отношению к изменению платежного баланса. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложения.
В современных условиях все большее влияние на формирование валютного курса оказывает движение капитала. Как уже отмечалось, основная часть мирового платежного оборота связана не с торговлей, а с движением капиталов. Поэтому один из самых важных курсообразующих факторов в современных условиях - уровень процентных ставок. Повышение процентных ставок по депозитам и (или) доходности ценных бумаг в какой-либо валюте вызовет рост спроса на эту валюту и приведет к ее удорожанию. Относительно более высокие процентные ставки и доходность ценных бумаг в данной стране (при отсутствии ограничений на движение капитала), во-первых, приведут к притоку в эту страну иностранного капитала и, соответственно, - к увеличению предложения иностранной валюты, ее удешевлению и удорожанию национальной валюты. Во-вторых, приносящие более высокий доход депозиты и ценные бумаги в национальной валюте будут содействовать переливу национальных денежных средств с валютного рынка, уменьшению спроса на иностранную валюту, понижению курса иностранной и повышению курса национальной валюты. Чем выше уровень реальной процентной ставки, тем привлекательнее вложение капитала в валюте данного государства, если одновременно обеспечивается надежность этих вложений.
Правительства различных стран широко манипулируют процентными ставками с целью воздействия на курс национальной валюты. Государственное регулирование валютного курса может быть направлено либо на его повышение, либо на понижение в зависимости от задач валютно-экономической политики и реального состояния экономики. Рост курса национальной валюты далеко не всегда выгоден государству, так как снижает конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке и стимулирует импорт, в то время как понижение курса создает стимул для расширения экспорта и ограничивает импорт (эта закономерность соблюдается только при условии эластичности цен как на экспортные, так и на импортные товары).
На формирование валютного курса большое влияние оказывает государство. Свое воздействие на валютный курс оно осуществляет посредством эмиссионной и кредитной политики, регулирования цен, введения налогов, пошлин, квот на ввозимые и вывозимые товары, выдачи лицензий, издания законодательных и нормативных документов. Инструментами специального государственного воздействия на валютный курс являются валютная интервенция национального банка, девальвация и ревальвация.
Важным фактором, воздействующим на краткосрочные колебания валютного курса, являются спекулятивные операции на валютном рынке. В принципе они могут оказывать на валютный курс стабилизирующее влияние. Однако преобладает дестабилизирующее воздействие, так как участники валютного рынка в целях получения спекулятивной прибыли ведут игру либо на повышение, либо на понижение валютного курса.
Степень доверия к национальной валюте на национальном и мировом рынках считается психологическим фактором, влияющим на валютный курс.
Другое по теме:
Перестрахование и формы его организации
Перестрахование - это тоже страхование (страховщика, который выступает в роли клиента, называют «цедент»), и формы его организации различны. Существуют как компании, занимающиеся исключительно перестрахованием, так и сочетающие обычные виды страхования с перестрахованием. Есть объединения компаний ...
Доходы и расходы по вексельным операциям
В соответствии с Временной инструкцией по осуществлению операций с векселями в ООО «Инвесткапиталбанк» существует периодичность начисления процентов по процентным векселям в бухгалтерском учете. В период обращения процентных векселей начисленные проценты отражаются в бухгалтерском учете с периодичн ...
Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К обще рыночным функциям относятся такие, как: - коммерческая функция, т.е. функция получения пр ...