В 2008 г., несмотря на изменение механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь - август текущего года на 2.8%. [24]
С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.
Осеннее развитие событий в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства - по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010-2011 годов" (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.
Исходя из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше - по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб. [29]
Заданные параметры денежного предложения в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. - в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.
Увеличение притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит еще большее замедление экономического роста. [22; 5]
Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования "настроена" на крупные кредитные организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.
Другое по теме:
Предметы ипотеки по закону «Об ипотеке»
Итак, ипотека – это залог недвижимого имущества, значит, основным составляющим всех операций, будь то действия юридического или экономического характера, является недвижимость – конкретные объекты хозяйственной и иной деятельности, которые наделены данным статусом. Закон «Об ипотеке» в ст. 5 со ссы ...
Практика зарубежных стран
В Западной Европе и США давно сформировалась развитая и законодательно отрегулированная система ипотеки, в основу которой положены четкие методы регистрации недвижимости, а также строгое юридическое оформление возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество. По данным Националь ...
Чековая форма расчетов
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – ...