Исследователи констатируют отсутствие единых принципов в отношении правового регулирования безналичных расчетовhttp://allpravo.ru/diploma/doc18p0/instrum4732/item4738.html - _ftn12. Н.М. Кочеткова (директор Департамента платежных систем и расчетов Банк России) отмечает, что нормы Положения № 2-П ориентированные на использование расчетных документов на бумажных носителях и нормы, касающиеся электронных технологий, - слабо связаны с общими принципами. Как отмечает автор, в ближайшем будущем будет проведена унификации подхода к средствам оформления расчетных операций путем введения понятия «инструмент безналичных расчетов», под которым могут пониматься документ на бумажном носителе, документ в электронной форме, платежная карта и иные электронные средства платежа; решены другие вопросы.
В международном праве действует ряд документов, регулирующих расчеты. Это, в частности, Унифицированные правила по инкассо (публикация Международной торговой палаты — МТП — № 522) в редакции 1995 года, вступившие в силу с 1 января 1996 г., Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов, Типовой закон ЮНСИТРАЛ (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли) о международных кредитовых переводах. Действует соглашение о расчетах и в рамках СНГ: Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.)http://allpravo.ru/diploma/doc18p0/instrum4732/item4738.html - _ftn14; Соглашение по урегулированию расчетов между хозяйственными организациями и банками Российской Федерации и Республики Беларусь (Москва, 27 октября 1992 г.).
На практике может возникнуть вполне логичный вопрос: Как должен решаться вопрос коллизии норм гражданского и банковского законодательства? Какой акт должен применяться в случае конкуренции норм?
Банковское законодательство (Закон «О банках и банковской деятельности», «О Центральном Банке РФ») - это акты специального законодательства (публичное законодательство), направленные на регулирование банковской системы, банковской деятельности. Гражданский кодекс – регулирует непосредственно гражданские правоотношения, отношения по поводу возникновения обязательств, совершению сделок и т.д.
В этой связи заметим, что банковское законодательство направлено на регулирование особых публичных правоотношений – Закон «О банках и банковской деятельности», Закона «О ЦБР» имеют совершенно иной (в отличие от ГК РФ) предмет правового регулирования. Таким образом, банковское законодательство регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.
В связи со сказанным, представляется, что «банковские нормы» регулирующие совершение безналичных расчетов не должны противоречить гражданскому законодательству.
В заключение данного параграфа заметим также, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты в области банковского и гражданского законодательства, в частности, направленные на регулирование безналичных расчетов. Данная сфера нормотворчества отнесена к исключительному ведению Российской Федерации (п.»ж», п.»о» ст.71 Конституции Российской Федерации).[3]
Другое по теме:
Проблематика рынка ценных бумаг в Российской Федерации
В настоящее время происходит сложный процесс создания структуры фондового рынка, который отвечал бы международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал складываться после выхода постановления Совета Министров СССР №1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бум ...
Анализ рыночной ситуации осуществления факторинговых услуг
Термин «факторинт» от английского - посредник, агент. Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время все крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях - фактории. Их возглавляли факторы - торговые посред ...
Безналичные расчёты в РФ за 2008 год
В 2008 году в развитии платежной системы России сохранялись позитивные тенденции, связанные с повышением эффективности ее функционирования. Количество учреждений банковской системы, предоставляющих платежные услуги, увеличилось за год на 5,4% и на 1.01.2009 составило 43,3 тыс. единиц. Рост их числа ...