– оказание помощи предпринимателям, начинающим самостоятельную экономическую деятельность в приспособлении к условиям рынка;
– содействие созданию новых рабочих мест;
– вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения;
– обеспечение консультационной и информационной поддержкой предпринимателя;
– содействие предпринимателям малого бизнеса в повышении их конкурентоспособности.
Региональные центры поддержки малого бизнеса оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.
Накопленные в России статистические данные небольших банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу, говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%. Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая при предоставлении кредитов субъектам малого бизнеса – это и есть снижение риска. По оценкам экспертов, увеличение объемов финансирования малых предприятий в 2–2,5 раза позволит повысить темпы роста валового внутреннего продукта на 0,8–1% в год.
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, «верхний» его слой – это немногочисленные, малые по количеству занятых, но полнее капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы.
В России сейчас уже немало относительно крепких малых предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежных регионов. Их перспективы вполне определены: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе – более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг).
За ними идет гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Самый нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), занятые оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд; большинство же – труженики теневой экономики. Эти малые предприниматели сильно удивятся, если узнают, что их деятельность определяется таким образом. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.
Правительство впервые определило критерии, по которым бизнес относится к категории малого или среднего. Согласно принятому 24 июля 2009 года постановлению, микропредприятием считается организация с годовой выручкой до 60 млн рублей, малым предприятием – до 400 млн., средним предприятием – до 1 млрд.
Закон 2009 года уже установил рамки малых и средних предприятий. Первый – численность работников. К микропредприятиям с 1 января 2010 года стали относиться организации, в которых число сотрудников не превышает 15, к малым – со штатом от 16 до 100 человек, к средним – с числом сотрудников до 250 человек.
Вторым зафиксированным критерием стала выручка предприятия от реализации товаров без учета НДС, которую и определило правительство задним числом. При этом закон устанавливает, что при разделении предприятий на микро, малые и средние при одном из двух показателей выбирается наибольший. Так, при выручке в 1 млрд. рублей и численности сотрудников в 7 человек предприятие будет признано средним.
Пока неизвестно, как часто государство намерено индексировать денежный критерий размера бизнеса – существенную поправку в них вносит инфляция.
Другое по теме:
Оценка инвестиционного проекта
Одними из наиболее применяемых методов обосновывающих целесообразность кредитования того или иного проекта являются: Метод расчета чистого приведенного эффекта (NPV). Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, г ...
Классификация производных финансовых инструментов
Опционом (option) называют контракт, заключенный между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу право купить определенный актив по определенной цене в рамках определенного периода времени или предоставляет право продать определенный актив по определенной цене в ра ...
Проблемы кредитования малого бизнеса, кредитные риски
Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране. На основании рис. 2 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей. Рис. 2. Основные пр ...