В распоряжении Банка России имеются инструменты, позволяющие изымать избыточную краткосрочную ликвидность у коммерческих банков. К таким инструментам можно отнести отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР) и депозиты. Однако отчисления в ФОР носят обязательный характер и применяются ко всем банкам независимо от их текущего состояния. Депозиты являются чуть более гибким инструментом, но они не могут служить индикатором рыночной стоимости заимствований. Привлекая депозиты, Банк России указывает желаемый нижний уровень процентной ставки, коммерческие банки могут его принимать или нет, но не имеют возможности участвовать в определении этого уровня. Кроме того, безотзывность и неликвидность депозитов не позволяют коммерческим банкам использовать этот инструмент для ежедневного управления своей ликвидностью.
При этом следует отметить, что облигации Банка России не отвлекают средства инвесторов от вложений в реальный сектор. Серьезный инвестор, стремящийся сократить риск дефолта по своим обязательствам, управляет средствами таким образом, чтобы поддерживать баланс между срочностью активов и пассивов. Срок окупаемости прямых инвестиций неизмеримо выше сроков обращения ОБР. Поэтому средства, привлеченные на короткий срок, не могут быть инвестированы банками в производство, но зато могут быть использованы для приобретения ОБР для управления краткосрочной ликвидностью. В отсутствие же облигаций единственным по-настоящему ликвидным инструментом в распоряжении банков являются валютные интервенции, стимулирующие давление на курс рубля и соответственно отрицательно влияющие на экономику в целом.
Кроме того, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» круг потенциальных владельцев ОБР ограничен кредитными организациями, тогда как подавляющая часть прямых инвестиций осуществляется предприятиями, инвестиционными институтами и иными организациями, не имеющими больших объемов краткосрочных обязательств.
[1] Положение ЦБР от 29 марта 2006 г. N 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России"
[2] Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 9 августа 2005 г. N 05-27/пз-н "Об утверждении Порядка присвоения идентификационного номера выпуску (дополнительному выпуску) облигаций Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
[3] Вестник Банка России № 60 (404) - 29 сентября 1999 г.
[4] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.
[5] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.
[6] Биржевое обозрение №1(39) - январь 2007г
Другое по теме:
ОБР как инструмент денежно-кредитной политики Банка России
В денежно-кредитной политике Банка России ОБР выполняют следующую роль: · Разделение инструментов денежно-кредитной политики и рынка государственного долга; Необходимость разделения функций привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвидностью связана с раз ...
Сущность банковского кредитования
В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основные из которых - это коммерческий и банковский кредит, которые различаются по составу участников, объектам кредитования, динамике, величине процента и сфере функционирования. Кредит представляет собой движение ссудного капи ...
Перспективы развития страхования имущества юридических
лиц в России
В экономике России страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально - экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, экономических, техногенных и других риск ...